ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА ! Уважаемые посетители! Я, Левищева Татьяна Игоревна, рада приветствовать вас на страницах моего сайта!

Левищева Татьяна Игоревна, воспитатель Мое самообразование

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки к письму».

 

 

 

 

 

Воспитатель: Левищева Татьяна Игоревна

Группа: подготовительная группа

 

2020-2021 год

 

 

 

...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование

во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. И. Чуковский

 

 

 

Цель: Повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.

Повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие и совершенствование мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей, включение детей в деятельность с развивающими упражнениями и играми.

2. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

3. Повышение компетентности педагогов по проблеме развития мелкой моторики у детей.

4. Формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики.

5. Модернизация предметно-развивающей среды группы.

6. Внедрение в коррекционный процесс инновационного оборудования, инновационных технологий.

7. Ознакомление с инновационным опытом педагогов города и района.

v Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

v Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

· Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

· Провести анкетирование родителей.

· Составить картотеку пальчиковых и дидактических игр.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

· Массаж кистей рук

Каштанами

Орехами

прещепками

· пальчиковая гимнастика, физкультминутки

· пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

· пальчиковый театр

· лепка из пластилина (кружок по пластилинографии «Пластилиновая картина») с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

· нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

· конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

· рисование по трафаретам

· штриховка

· дорисовка (по принципу симметрии)

· лабиринты

· дидактические игры

· шнуровка

· игры с мелкими предметами

· паззлы, мозаика.

1 ЭТАП  информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

 

1.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

2."Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии" Калинина.Н.В. Разинкина А.В. ИПК ПРО 1996

3."Пальчиковая гимнастика с предметами" О.В.Багина. Н.Ф.Коробова. Москва 2006

4."Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Квач Н.В

Гуманитарный издательский центр « ВЛАДОС» Москва 2001

5."Физкультурная минутка" Е.А.Каралашвили. Творческий центр Сфера Москва 2001

6.К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998

7.Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. "Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста", Москва.,  

Педагогика 1988.

8.Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008.

9. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

10. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007

12. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с.

13. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009.

14. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.

15. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и  родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

16. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.

17. Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007г.

18. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.

19. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.

 

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.

Презентация проекта «Пальчики- моторчики».

Актуальность

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. 
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

 

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки реализации: сентябрь-май.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так

важно её развивать?».

6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

ПЛАН РАБОТЫ

 

Срок

реализации

Теоретическая часть

Практическая часть

Работа с детьми

Работа с родителями и коллегами

сентябрь

Изучение дополнительных диагностик по развитию мелкой моторики. Анализ и корректировка диагностических материалов.

Проведение диагностики, выявление уровней сформированности мелкой моторики у детей.

  Разработка проекта «Пальчики-моторчики»

Составление анкет для родителей. Подготовка к консультации для воспитателей «Значение мелкой моторики для развития ребёнка».

октябрь

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих санитарно-гигиенические и медицинские аспекты работы с детьми.

§  Самомассаж пальчиков;

§  Пальчиковая гимнастика;

§  Работа с крупами, бисером, палочками.

Родительское собрание на тему «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

Индивидуальные консультации.

ноябрь

Изучение теоретических основ, научно-методической литературы, теоретических исследований по проблеме развития мелкой моторики.

§  «Веселый карандаш»

(работа с карандашами)

(штриховка, работа с трафаретами, дорисовка, лабиринты, волшебные узоры)

§  Пальчиковый тренинг, массаж шестигранными карандашами.

Разработка памяток для родителей. Создание фотовыставки, фотопрезен

тации, игр и пособий.

Индивидуальные консультации

декабрь

Изучение теоретических основ точечного массажа рук. Обобщение личного опыта по работе над проблемой развития мелкой моторики у детей.

Изготовление наглядного пособия «Точечный массаж рук».

§  Пальчиковая гимнастика;

§  Работа с прищепками;

§  Работа с шестигранным карандашом.

Консультация «Приемы развития мелкой моторики»

Индивидуальные консультации

январь

Изучение интернет-ресурсов по проблеме развития мелкой моторики. Знакомство с практическим опытом коллег через интернет.

Создание набора нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики у детей.

§  «Веселый карандаш»

(штриховка, работа с трафаретами, дорисовка, лабиринты, волшебные узоры)

Подготовка к круглому столу (семинар-практикум «Дома играем - пальчики развиваем».

Конкурс «Сделаем дидактическое пособие по развитию мелкой моторики вместе с детьми».

февраль

Изучение передовой литературы и  инновационного оборудования, методических рекомендаций и разработок к нему.

Составление картотек, конспектов игр и упражнений с использованием инноваци

онного оборудования. Модернизация предметно-развивающей среды.

§  Пальчиковая гимнастика;

§  Работа с крупами;

§  Работа с каштанами, орехами и т.д.

§  Работа с карандашом

Круглый стол (семинар-практикум «Дома играем - пальчики развиваем».

Консультация: «Влияние мелкой моторики на организм»

Индивидуальные консультации

март

Дополнительное изучение материалов на тему «Развитие у детей графомоторных навыков».

§  Работа в тетради (ориентировка в пространстве листа;
графические диктанты;
 копирование по точкам).

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так важно её развивать?».

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»

Индивидуальные консультации

апрель

Изучение опыта учителей-логопедов города и района на тему «Развитие у детей мелкой моторики».

§  Работа в тетради (ориентировка в пространстве листа;
графические диктанты;
 копирование по точкам).

Разработка презентации инновационного проекта «Пальчики-моторчики».

Консультация: «Готовим руку к письму»

Индивидуальные консультации

май

Изучение современных направлений исследований детской речи(М.М.Кольцова, И.Кант, М.М. Конина,Н.И.Жинкин, И.Н.Горелов и др.).

  Диагностика

Проведение сравнительного анализа результатов диагностики. Осуществление мониторинга эффективности образовательного процесса.

Презентация  проекта «Пальчики-моторчки»  для коллег ДОУ.

Диагностика.

Родительское собрание на тему: «Итоги работы за год»

29 марта 2021 в 15:55

Прикреплённые файлы:

Документ: Левищева Татьяна Игоревна, воспитатель Мое самообразование

Описание файла:

Файл называется: moyo-samobrazovanie-2020-2021_f3i4s.doc

Это официальный файл организации «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА ! Уважаемые посетители! Я, Левищева Татьяна Игоревна, рада приветствовать вас на страницах моего сайта!», в нём содержится Левищева Татьяна Игоревна, воспитатель Мое самообразование.

Размер файла: 0,08 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.